Модульные блоки для оснащения аэродромов

Развитие малой авиации в России должно привести и к росту аэродромов для эксплуатации, хранения и обслуживания возрастающего количества воздушных судов. Для снижения затрат на постройку новых аэродромов требуется унификация решений в части проектирования основных типовых зданий, размещаемых на аэродроме, типовые проекты аэродромов и вертодромов, а также выбор технологии строительства, позволяющей реализовать проект в максимально сжатые сроки. На помощь в этом случае приходит вариант реализации основных узлов инфраструктуры аэродрома  в виде модульных зданий (модульных блоков), реализуемых в конструктиве блок-контейнера с габаритами, соответствующими стандартному 20 футовому контейнеру. Это позволит собрать необходимый узел на территории завода-изготовителя (например, блок-контейнер с системой резервного питания или командно-диспетчерский пункт), доставить его как обычный контейнер автотранспортом, железнодорожным транспортом, морским транспортом, авиатранспортом, а также осуществить быстрый запуск на месте эксплуатации. 

В настоящее время уже имеются некоторые типовые решения, которые возможно использовать для построения аэродромов малой авиации.

Прежде всего, это набор унифицированных модулей «Сегмент» для быстрого возведения зданий командно-диспетчерских пунктов для управления полетов (рисунок 1).

 Рисунок 1

Рисунок 1

В унифицированных модулях предусмотрены системы электропитания, жизнеобеспечения, освещения, обеспечивающие нормальные условия работы персонала и оборудования.

При создании комплексов на базе модулей компанией-производителем принимались во внимание наиболее вероятные режимы работы малого аэродрома или вертодрома, при следующих характерных условиях:

- обеспечение воздушного движения при выполнении полетов по правилам визуальных полетов при отсутствии радиолокационной информации;

- эпизодический режим работы с перерывами на отдых;

- ограниченное количество персонала дежурной смены;

- возможность автономной работы.

Близкое по функционалу решение для командно-диспетчерского пункта (КДП) было разработано также Московским авиационным институтом (рисунок 2).

Рисунок 2 

Рисунок 2

КДП Московского авиационного института (МАИ) был разработан в полном соответствии с ГОСТ Р 51876 (ИСО 1496-1-90), т.е. он также пригоден к перевозке всеми видами транспорта и может быть смонтирован с использованием стандартных подъемно-разгрузочных средств. КПД разрабатывался для решения задач МИ в части выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработки новых методик подготовки диспетчеров и модернизации программ летно-эксплуатационной практики и парашютной подготовки, а также развития сотрудничества с ведущими аэрокосмическими университетами, предприятиями и конструкторскими бюро. КПД полностью решил поставленные задачи и был сертифицирован для управления полетами воздушных судов и беспилотных летательных аппаратов.

Кроме зданий, предназначенных для размещения и работы персонала, модульные блоки могут использоваться для непосредственного размещения аппаратуры. Примером может служить трансформаторная подстанция для систем светосигнального оборудования (рисунки 3 и 4).

 Рисунок 3

Рисунок 3

 Рисунок 4

Рисунок 4

А также  радиолокационный комплекс «Лира-А10» (рисунок 5).

 Рисунок 5

Рисунок 5

Для размещения аппаратуры (за исключением антенной системы) применяется стандартный модульный блок.

Учитывая приведенные примеры, а также широкое использование модульных зданий в других отраслях промышленности, можно сказать, что использование модульных блоков (модульных зданий) оптимально для построения малых аэродромов и вертодромов.

Соответственно, для ведущихся в настоящее время на нашем предприятии разработок радиолокационных средств для аэродромов малой авиации (наземной РЛС и   мультилатерационная система наблюдения), для размещения аппаратуы выбран вариант стандартного модульного блока (для мультилатерационная системы наблюдения, например, в модульном блоке будет размещена аппаратура центральной станции обработки, аппаратура резервного питания и, в зависимости от исполнения, аппаратура контрольной передающий станции), полностью соответствующего ГОСТ Р 51876 (ИСО 1496-1-90). Кроме того, нами рассматривается вопрос разработки компактных средств радиосвязи в авиационном диапазоне 118-136 МГц, размещение которых также предполагается осуществлять в стандартных модульных блоках .

Учитывая имеющийся научный и материальный задел  (http://almaz-sp.ru/produkcziya/) по проектированию мобильного радиооборудования для использования в транспортном комплексе и ведомственных отраслях (рисунок 6), эта задача видится решаемой.

 

 

Ссылки:

http://www.radar-ga.ru/equipment/modular-control-towers/segment

http://www.radar-ga.ru/equipment/sso/Transformer_substation

http://www.almaz-antey.ru/osnovnaya-produktsiya-grazhdanskaya-naznacheniya/arlk-lira-a10/

www.avianationunion.ru/Files/Norm_4_RNC_MAI.pdf