Развитие малой авиации в России

В конце января 2019 г. в  СМИ появилась новость о появлении проекта программы развития малой авации в России (например, https://iz.ru/835259/2019-01-20/na-razvitie-maloi-aviatcii-v-rossii-potrebuetsia-svyshe-10-mlrd-rublei или https://news.ru/den-gi/podgotovlena-programma-razvitiya-maloj-aviacii-v-rf/). В ней говорилось о совместной разработке Межрегиональной общественной организацией пилотов и граждан-владельцев воздушных судов (АОПА-Россия) и известной консалтинговой компанией «Стратеджи Партнерс Групп» программы развития малой авиации, которая опредляет направления развития этой отрасли в России.

Авторы программы  считают, что внедрение этой программы позволит увеличить совокупную выручку малой авиации с 19,4 до 44,5 млрд. руб., количество воздушных судов - с 3,3 до 8 тыс., а рабочих мест - с 10,3 до 21 тыс. к 2025 г. Кроме того, в документе содержаться предположение о снижении показателей аварийности в малой авиации - с 18,2 на 100 тысяч часов полетов до 8,1.

В программе отмечен значительный потенциал развития малой авиации в России, обусловленный высокой протяженностью территорий, а также выделены основные области (сегменты) применения малой авиации.

Это следующие  области:

  • деловая авиация;
  • сельскохозяйственная авиация;
  • санитарная авиация;
  • патрулирование объектов;
  • аэрофотосъемка;
  • учебные полеты;
  • туристические и развлекательные полеты.

Стоит кратко коснуться каждой из них.

Деловая авиация, по определению авторов документа, - это чартерные перевозки для которых характерна максимальная гибкость в части маршрута и срочности. Отмечено, что на текущий момент, это самый крупный сегмент малой авиации в России, однако, отставание от ведущих стран, по такому относительному показателю, как млн. рублей выручки на трлн. рублей ВВП, в этом сегменте как минимум на порядок, например, отставание от США по состоянию на 2017 г.  более чем в 25 раз.

Сельхозавиация - это авиация, используемая для проведения сельскохозяйственных работ, в первую очередь - для распыления химических веществ (пестицидов, гербицидов, инсектицидов, удобрений), иногда - для посева.  В документе отмечено, что на текущий момент с сельском хозяйстве РФ авиация применяется только для обработки 4 % от общего количество сельскохозяйственных земель. При этом в СССР с помощью сельхозавиации обрабатывалась около 17 % сельскохозяйственных земель.

Санитарная авиация предназначена для оказания экстренной медицинской помощи в условиях плохой транспортной доступности или большой удаленности от медицинских учреждений. По данным, приведенным в программе, по состоянию на середину 2018 г. на вылеты санитарной авиации в России расходуется около 1,7 млрд рублей ежегодно.

Применение авиации для патрулирования объектов - это одно из важнейших вариантов использования. Воздушные суда прежде всего применяются для авиапатрулирования лесов, магистралей, трубопроводов и т.п.  В программе приведены сравнительные  данные по выручке этой области в России и в США. Если в России рынок патрулирования составляет около 0,5 млрд рублей в год, то выручка в США - 62 млрд рублей. Воздушный парк, задействованный для этих целей в США, включает более 5000 машин.

Размер рынка  аэрофотосъемки для  целей науки, картографии, кинопроизводстве и множестве других отраслей в России составляет около 400 млн руб. Аналогичный сегмент в США приносит примерно 49 млрд рублей.

Применение малой авиации для туристических и развлекательных полетов, по оценке представителей индустрии в 2018 г. составлял около 1,5 млрд рублей в год, при этом оценочный размер рынка - 16 млрд руб.

Ну и, наконец, последняя область применения малой авиации - это учебные полеты. В документе отмечено, что на текущий момент в РФ действует 2 ВУЗа, 4 госудаhственных училища и 2 колледжа, в которых ведется обучение пилотированию вертолета. Кроме того, существует единственный частный колледж  гражданской авиации. Также у 60 авиационных учебных центров имеется разрешение от Росавиации на выдачу лицензий частных пилотов, однако далеко не все из них осуществляют деятельность. При этом выручка учебных заведений в 2016 году составила примерно 0,2 млрд рублей. Для сравнения приведены данные по Великобритании, имеющей в 70 раз меньшую площадь и в 2 раза меньшее население, говорящие о том, что в ней действует более 100 частных школ с общей выручкой 3,1 млрд рублей в год.

Из перечисленных выше примеров видно, что рооссий рынок услуг малой авиации имеет огромную емкость и потенциал для роста. Однако, существуют также  проблемы, препятсвующие развитию малой авиации. В программе перечислены следующие основные проблемы:

  • сложность поддержания летной годности единычных экземпляров воздушного судна и невозможность обслуживания у частных лиц;
  • нечеткость законодательства в части определения тех или иных работ как авиационных коммерческих работ;
  • завышенность требований к эксплуатантам авиационной техники;
  • невозможность осуществления коммерческих перевозок между посадочными площадками;
  • высокий НДС и таможенные пошлины на приобретение воздушного судна;
  • сложность получения  удостоверения коммерческого пилота и медицинского заключения;
  • сложности с подготовкой и выполнением полета (запрет полета без поданного плана полета в органы ОВД);
  • сложности с регистрацией воздушного судна.

Видно, что перечисленные проблемы носят в основном организационный характер, при это часть из них может быть решена законодательным путем, а часть с помощью технических средств. 

При этом нельзя сказать, что государство ничего не делает для развития малой авиации в России. На федеральном уровне наиболее интересны две государственные программы - программа «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» и программа «Развитие транспортной системы».

Первая из них была утверждена постановлением Правительства  Российской Федерации от 15 апреля 2014г. № 303 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации  «Развитие авиационной промышленности на 2013 -2025 годы». Она включает различные подпрограммы, направленные на развитие различных сторон отечественной авиастроительной отрасли, в том числе подпрограмму 6 «Малая авиация».  Цель подпрограммы: «Развитие компетенций в области создания авиационной техники малой авиации и организация производства авиационной техники малой авиации для решения транспортных задач по перевозке пассажиров и грузов на местных и региональных воздушных линиях, а также выполнения авиационных работ». В рамках подпрограммы предполагается потратить 10,4 млрд рублей. Из ее содержания видно, что она направлена в основном на разработку новых видов авиационной техники.

Но любая  техника требует инфраструктуру для эксплуатации и обслуживания. На развитие инфраструктуры направлена вторая государственная программа. Она утверждена постановлением Правительства Российской Федерации  от 20 декабря 2017 № 1596 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы». Эта государственная программа включает  подпрограмму «Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание». Программа реализует механизм предоставления субсидий федерального бюджета с целью софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по строительству (реконструкции) аэропортовых комплексов, находящихся в государственной собственности субъектов РФ.  Указанные аэропортовые комплексы могут включать в том числе и аэродромы для малой авиации.  К слову, проект программы АОПА-Россия направлен на включение в эту государственную программу.

На региональном уровне многие субъекты приняли собственные программы, направленные на развитие малой авиации либо ведут их разработку.  Примером может служить «Концепция развития малой авиации на территории Ростовской области до 2030 года», утвержденная постановлением Правительства Ростовской области № 69 от 18.02.2013.  Также разрабатываются различные проекты, непосредственно связанные с малой авиацией. В частности, на сайте Дирекции по развитию транспортной системы г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области  находится интересный проект «Разработка концепции создания и функционирования системы мониторинга использования воздушного пространства над территорией Санкт-Петербурга (на высотах от 0 до 450 метров от земли) и территорией Ленинградской области».

Таким образом, можно отметить, что, с учетом имеющихся государственных программ, две из которых упомянуты выше, а также возросшей общественной инициативой, выраженной появлением проекта программы развития малой авиации от АОПА-Россия, в России присутствует устойчивый тренд, направленный на развитие авиации в целом и малой авиации в частности. И, следовательно, к 2030-2035 годам стоит ждать значительного увеличения  количества вождушных судов малой авиации, а значит и аэропортов, и других инфраструктурных элементов.

Ссылки

https://aopa.ru/index.php?id=169

https://www.mintrans.ru/activities/gos-progs/11/12

https://www.mintrans.ru/activities/gos-progs/11/12

http://www.donland.ru/?pageid=117174

http://docs.cntd.ru/document/499091776

https://vecherka-spb.ru/2018/09/19/malaya-aviaciya-s-bolshimi-vozmozhnostyami/

http://spbtrd.ru/projects/the-development-of-air-and-water-transport/the-development-of-the-concept-of-creation-and-functioning-of-monitoring-system-of-air-space-over-th/